Инкерман


Инкерман - история города и крепости

Инкерман - город на берегах Великой Севастопольской ( Ахтиарской ) бухты. Имеет на сегодняшний день почти 13000 населения. Название его происходит от тюркского "пещерная крепость" или "новая крепость".

В 1976 году этому населенному пункту был присвоен статус города. Правда 1976-91 годах название его было - Белокаменск. Название такое дали, потому-что в окрестностях Инкермана расположены три большие карьеры, где добывают белый известковый камень. Из него был отстроен весь Севастополь в послевоенный период. В городе есть еще предприятие по утилизации кораблей и подводных лодок Черноморского флота - "кладбище кораблей".

Как и любое место на Крымском побережье, имеет удобную бухту, территория нынешнего Инкермана, заселена очень давно. На левом берегу реки Черной, на горе Уч - Баш ( "три головы" ), разведано поселения тавров ( X -VII вв . До н.э.). Некоторые историки считают, что в более поздние времена здесь был древнегреческий город Евпатора, принадлежавший к Херсонесскому мегаполису (II -I вв .. до н.э.). Затем поселение называлось Ктенус, Дорос, Дорасо, Дори. Здесь были устроены сначала греческие, а затем римские каменоломни. В Середземноморри очень ценился местный белый известковый камень.

По христианским легендам именно в эти каменоломни был сослан при римском императоре Трояни ( 98-117 годах) римский папа Климент.

Несколько слов об этом Клименте. По христианским церковным догмам ( которые отрицают многие историки ) он принял крещение от апостола Петра и становится ревностным христианином. В 90 - х годах нашей эры он становится то третьим, то четвертым Римским Папой. Ему приписывают авторство "Послание к коринфиянам". Все было бы хорошо, но Климент чем-то прогневал императора Трояна и тот отправляет его на берега Крымского Ираклийского полуострова в каменоломни. Но и здесь Климент продолжает сотнями обращать на христианский путь и рабов, и жителей Херсонеса, и солдат Рима. Крестит он до 500 человек в сутки.

Инкерман Заботясь о простых тружениках каменоломен, что страдали от жажды, он молитвами добивается образования источника прямо из скалы. Здесь и сейчас есть источник, который монахи называют источником святого Климента ( но тот фонтан в действительности устроен XIX в .). Троян все же решает казнить непокорного папу и по его приказу Климента привязывают к якорю и топят в современной Камышовой бухте недалеко от Херсонеса. По церковным преданиям после его смерти, каждый год потом, воды Черного моря расступались и христиане могли видеть нетленные мощи св . Климента на дне морском . Так было до 868 года, пока Кирилл и Мефодий, прибывшие в Херсонес, не подняли его мощи из моря. Часть мощей привезли в Рим, где папа Адриан II кладет их в базилику св . Климента ( они лежат там и до наших дней), а голову оставляют в Херсонесе. Ее якобы через сто с лишним лет забирает в Киев Кн.Володимир и помещает ее в Десятинной церкви (сейчас она находится в Киево - Печерской лавре).

В самих же бывших каменоломнях начинают селиться монахи и создается скит, где очень уважали Климента.


С Инкерманским монастырем связан культ не только Папы Климента, но и другого Римского Папы, что находился на Крымской земле, папы Мартина. Этот папа занял высшую церковную должность в 649 году. В то время загнивающая Римская империя была захвачена очередным иретичным течением - монофильством. Монофильством восторгались император Констант и патриарх Константинопольский. В 655 году они на пару обвиняют папу римского в сношениях с Сарацинами и привозят его в Херсонес, где тот и умирает в 655 году. Хотя папа Мартин и был похоронен в Константинополе, то все же он почему-то очень почитался Инкерманскими монахами. Но к монахам , мы вернемся чуть позже.

В VI - VII веках в Инкермане возводятся первые укрепления, принадлежавшие Херсонесу. Но сведения о мощной крепости, остатки которой остались и сейчас, относятся к XV веку. В 1427 году христианское княжество Феодора, одно из трех государственных образований тогдашнего Крыма ( были еще Генуэзские колонии и Крымское ханство ), сводит крепость Каламита - "Хорошую пристань".


Ближайшая колония Генуи была в нынешней Балаклаве - крепость Чембало. Феодора в 1433 году решает ликвидировать опасного конкурента. Но после захвата Чембало феодоритами, Генуя формирует сильную армию и флот и не только отражает Чембальську крепость, но и прибегает к осаде Каламиты. Защитники Каламиты ночью тайно покидают свои укрепления и уходят в горы. Затем генуэзцы начинают военные действия против Крымского ханства, но в решающей битве были разбиты Хаджи Гераем. Каламита вновь становится портом Феодоры.

В 1475 году Турция захватывает все Крымское побережье. Княжество Феодоро постепенно прекращает свое существование.

Турки переименовывают крепость и порт на Инкерман ( Ин - по турецки " пещера" , Инкерман - " пещерная крепость " ). В конце XVI - начале XVII веков османы перестраивают и укрепляют крепость, насыпают оборонительный земляной вал. К репость продолжает выполнять функции оборонительного сооружения и складов. На ее территории было всего десять домов, крепостные стены до двух метров толщиной и объединяли шесть башен. Население же, как и раньше селилось на побережье бухты.

Турки восстанавливают добычи известняка в каменоломнях .

Оказывается все эти неспокойные годы христиане проживали в местах где трудился в каменоломнях св . Климент. Здесь селились и коренные христиане Крыма и эмигранты из Византии, селились здесь со времен иконоборчества в Константинополе. Несмотря на мусульманский характер господствующего населения Крымского полуострова, христианские святини продолжали свое существование и даже расширяли свои владения.

Инкерман Но после русско-турецких войн XVIII в . жизни христианского населения начало усложняться. В 1778 году по инициативе Екатерины Второй, осуществляется переселение христиан Крыма в южные губернии России. Сама императрица посетила Инкерман в 1787 году.

Кстати, многие историки считают Екатерининское переселение большой ошибкой России. Кроме упадка христианских святынь, в том числе и Инкерманского монастыря, и массового выезда мусульман, после окончательного присоединения Крыма к Российской империи, Крым начале XIX века был Необитаемый. Империя вынуждена была поощрять обратное переселение народов и заселение к рымских земель славянами. На восстановление численности жителей Крыма ушло более 50 - ти лет.

В 1850-1852 годах монастырь восстанавливается Синодом и получает название Инкерманский скит святых Климента и Мартина. В то время строятся наземные церкви, жилые помещения для монахов и паломников. В 1852 году, на средства купца Красильникова, был восстановлен и освячен главный монастырский храм.

Во время Крымской войны Инкерманский крепость и монастырь использовались российской армией при обороне Севастополя. Инкерманская битва состоялось в октябре 1854 году. В 1855 году на месте захоронения погибших была устроена братская могила и построена часовня.

В 1875 году было окончание строительства железнодорожной ветки Лозовая - Севастополь. Она прошла по территории бывшей каменоломни и по территории монастыря. Все пассажиры севастопольских поездов, сейчас, прямо из окон вагонов, могут увидеть причудливые ниши монашеских келий на известняковых стенах карьера.

В 1891 году прямо под крепостной скалой, был построен отель для паломников.

В 1917 году в монастыре находилось 25 монахов и 122 послушника. Кроме наземных храмов в монастыре насчитывалось около 200 пещер.

В 1920 году земли монастыря национализируются, а монахи загоняються в артель. Начиная с 1924 года церкви и пещерные храмы Инкерманского скита закрываются большевиками. 8 марта 1932 монастырское имущество было передано Севастопольскому музейному объединению. В том же году в пещерной церкви Св.Мартина была устроена музейная экспозиция, но в 1936 году ее закрывают, так как экспонаты стали портиться, из-за высокой влажности.

Во время обороны Севастополя во Второй свитовоий войне в пещерах монастыря находился штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. На территории монастыря была устроена могила погибшим при обороне воинам.

После ухода советских войск из Инкермана, 30 июля 1942 были сорваны военные склады, которые размещались в каменоломнях. И сейчас вдоль дороги на Севастополь разбросаны огромные глыбы, как следствие того взрыва .

В 1949 году, на нужды восстанавливаемого Севастополя, в карьерах стали добывать белый инкерманский камень открытым способом. В старых штольнях устроены погреба Инкерманского винзавода.

В 1991 году возобновил свою деятельность Инкерманский скит, правда теперь он называется Свято-Климентовский мужской монастырь. Патриархат - Московский.

Крепость Каламита сейчас является филиалом Херсонесского заповедника.

А.С.Грибоедов, что посетил Крым в 1925 году. В своем дневнике записал :" Наиболее фантастическое, что я видел в Крыму, - это ночной Инкерман".

Инкерманский завод марочных вин, инкерманский винзавод
Инкерман (Каламита) пещерный город и монастырь
Золотой пляж - дикий пляж со всеми благами цивилизации
Музей-панорама обороны и освобождения Севастополя
Отдых в последние две недели лета, мыс Айя, Бахчисарай, Севастополь
Отдых семьей в Партените, Любимовке и Севастополе
Мыс Фиолент и Яшмовый пляж
Скельская сталактитовая пещера, описание, фото
Проведи свой отпуск отдыхая в Украине
otpuskplus.com.ua © 2010 - 2020
Все права защищены.
Контакты
Реклама
Форум
^ Наверх