парапланеризм

Хобби - парапланеризм. Параглайдинг в Украине

«Почему я не сокол, почему не летаю? ..» Сейчас это, господа, неоправданное нытье и вообще анахронизм. Хочешь быть «птицей» - будь ею. Не верите - спросите у любого, кто, совсем не обязательно, профессионально, а просто ради собственного удовольствия занимается парапланеризмом. Главное - решиться и оторваться от земли. Правда, следует учесть и еще некоторые оговорки. Первое и самое важное - обучение должно происходить под руководством инструктора. Наш автор решился. Вот что из этого получилось.

Еще на земле
Найти инструктора - человека, который не только умеет управлять парапланом (крылом), но и возьмется за обучение - совсем непросто. Хорошо, что во Франковске есть несколько искусных пилотов. В выходной день едем на Днестровский каньон возле села Одаив (Тлумачский район, Ивано-Франковская область). С собой надо было взять только обычный спортивную одежду и высокие треккинговые ботинки с защитой берцового сустава - приземление бывает не очень мягким. Остальные амуниции обещали одолжить «учителя»: собственно параплан, шлем, запасной парашют, без которого летать запрещено.

С погодой нам повезло. Хотя, как по чьей точки зрения. Условия были идеальными для учебных полетов, а опытным пилотам это не интересно. Такую погоду называют «молоко»: скорость ветра три метра в секунду, никакой турбулентности, порывов и мощных термических потоков, безоблачное небо. Сначала ребята, конечно, полетали сами, попробовали - вроде все в порядке, без неожиданностей. Ну что, готовься. Одеваем шлем, подвесную систему, парашют, запирает карабины. Где-то внутри немного «стремно», но отступать уже поздно, надо пробовать.

Чтобы летать на параплане, не обязательно быть атлетом. Если вы не пилот-спортсмен и не летаете «на грани срыва», то обычно чувствовать только нетяжелые нагрузку на старте и легкий «сотрясение» при посадке. Поэтому достаточно обычных физических кондиций. А вот что действительно необходимо, то это уметь быстро анализировать ситуацию и действовать адекватно. Пилот не должно быть ни паникером, ни лихим экстремалом. Чувство страха является вполне нормальным явлением, но все хорошо в меру. Так же и с риском - умный расчет всегда лучше. Причем не только для самого пилота. Ведь он бывает в небе не один и, рискуя собой, может создать опасную ситуацию для других парапланеристов. (Точно, как и безрассудный водитель на дороге относительно других участников дорожного движения. Вообще же первый старт желательно осуществлять в «безлюдное» небо.

Над Днестром
Ветер должен быть встречным и на взлете, и на приземлении. По-другому: в первом случае - не взлетишь, а во втором - «въедешь» в землю на полной скорости. Перед взлетом начинающему важно научиться поднимать крыло над головой и управлять им, стоя на земле. Хотя, стоянием эти танцевальные упражнения назвать трудно.

До старта (обрыв над Днестром - метров восемь. Стоишь к нему спиной, перед тобой - разложено на траве крыло, которое надо встряхнуть и наполнить воздухом. Руки накрест, пальцы держат стропы и клеванты (они же - брейки, тормоза, ручки управления). Стряхиваем крыло, поднимаем руки на уровне груди и понемногу отходим назад. Параплан «оживает» и тоже поднимается. Теперь необходимо постоянно находиться по центру под ним, управлять клевантамы, чувствовать купол и не дать ему рухнуть на бок. Для новичка это тяжело. Крыло и поднимается то криво, и «стоит» неправильно, и быстро падает, несмотря на титанические усилия пилота-неофита. Более-менее прилично это упражнение получается после десятого раза.

Теперь можно слетать. В небе - никого, ветер - благоприятный. Задача: поднять параплан, взлететь, спокойно, без выкрутасов и экспериментов взять влево, пролететь несмотря склон и мягко сесть на поле. Называется - съехать с горы. «Просто, как в троллейбусе прокатиться», - говорит инструктор.

Поднимаем купол, перестраиваемся лицом к обрыву и не очень быстро бежим к краю. Параплан находится вверху и чуть сзади, а под ногами бежит обратно надежная твердь. Приближается стремительный склон ... Хорошо видно, как внизу блестит под солнцем Днестр. Ну вот, земля уже почти закончилась. Сзади будто чем ударили: «Старт». Прыжок - поехали. Действительно, иначе не скажешь: будто на скорости прыгнул в кресло горнолыжного подъемника и уехал. Только не вверх, а немного вниз и вперед.

С места старта кто-то громко: «Стас, за что ты не любишь журнал« Карпаты? ». И - дружественный мужской смех. (Стас - это пилот, руководивший обучением) Интересно, что они имели в виду? Снизу раздается команда: «Бери влево». Легонько, как учили, опускаем на пару сантиметров левую клеванту и параплан послушно поворачивает налево. Теперь - прямо: обе руки вверху чуть выше плеч, летим ровно, смотрим на землю с высоты птичьего полета. Красиво, но несколько беспокойно. Осторожно пользуемся клевантамы, подкручивает, куда нужно. Какую ручку немножко опускаешь, туда и летишь. Главное - делать все плавно, без рывков.

Как говорят пилоты, в небе может быть плохо, только потом, на земле, было хорошо. А там все готово для посадки: поле, река, коровы, деревья - на выбор. Однако годится только первый вариант - иначе результат приземления может быть печальным. Поле медленно приближается. Когда до земли остается не более метра, надо неторопливо опустить руки из клевантамы вдоль туловища, сложить в воздухе купол (затормозить), выпрямиться и упруго приземлиться на ноги. Вроде все просто, но то долго падаем ...

Говорят, такое часто случается с начинающими. Кажется, что к земле полметра, а их может быть целых пять или восемь. Словом, рано тормозил и «ссыпался. При посадке голова и ноги оказались выше остальных тела - как летел, так и упал. Поэтому был сильный удар тем местом, которое люди, непонятно почему, называют мягким. От травмы спасло сиденья имеет мощную систему защиты позвоночника. Зубы щелкнули, но не выпали, председатель струсонулась, но, слава Богу, не отпала. Финиш. Полет длился минуты три, расстояние - около полукилометра. Где-то болит, но серьезных повреждений нет. В следующий раз полетаем больше и лучше.

Параглайдинг Он же - парапланеризм. Молодой вид спортивных полетов и дешевый способ полетать самостоятельно. Особенно популярен на известных морских и горных курортах. Разница между парашютом и современным крылом достаточно существенная: с первым спускаются вниз, а на втором летают. История параглайдинга начинается с 60-х годов прошлого века, когда американские парашютисты совершили несколько пробных полетов, поднявшись в небо с помощью буксира. Через 20 лет начались регулярные запуски парашютистов из высоких холмов. А в конце 1980-х появились первые аналоги современных парапланов. Сейчас этим видом спорта занимаются десятки тысяч людей во всем мире, регулярно проводятся международные турниры и чемпионаты. Во многих странах (и в Украине тоже) существуют национальные федерации и школы.

***

В программу официальных соревнований по параглайдинг зачастую входят маршрутные полеты. После старта пилот должен набрать высоту и как можно быстрее преодолеть заданную расстояние. Результаты проверяют за прибором GPS, который должен быть у каждого участника. Есть соревнования и по акробатике на параплане. (В Украине их не производят. В этой дисциплине пилота с крылом поднимают с помощью буксира на определенную высоту, и он просто падает (сыплется) оттуда, производя невероятные кульбиты и упражнения. Конечно, перед посадкой необходимо стабилизировать крыло и осуществить нормальное приземление. Еще один вид парапланерного спорта - кроскаунтри. Пилоты соревнуются на скорость преодоления расстояний в несколько сотен километров, иногда пересекают европейские государственные границы. Правила позволяют любое количество приземлений, но проходить маршрут участники должны только в небе или пешком.

***

Кроме спортивного применения, параглайдинг довольно распространенным способом активного отдыха. Особенно во Франции, Германии, Италии, Испании, Чехии, России, США. Люди выезжают на специально отведенные для стартов места (парадромы) и получают удовольствие от свободного полета, не пытаясь проверять себя на прочность и бить рекорды. На популярных стартовых площадках для парапланов иногда могут заниматься несколько сотен пилотов одновременно.

К сожалению, в Украине существует проблема с разрешением полетов на сверхлегких летательных аппаратах (парапланы, дельтапланы). Не согласованы официально воздушные коридоры и инструкция по полетам. Вследствие этого, уникальный в нашей стране стартовую площадку возле сел Одаив и Исаака (Ивано-Франковская область), где несколько лет подряд проходил открытый чемпионат Украины по дельта-и парапланеризма, пока закрыт для проведения соревнований.

***

По назначению парапланы разделяются на Standard («крылья выходного дня» для начинающих), Performance (для опытных пилотов и Competition (для спортсменов и экспертов. Первые несколько «тупые» в управлении, но очень надежные в воздухе, «прощают» пилотам некоторые ошибки; третьи позволяют развивать скорость в 50 километров в час, немедленно реагируют на изменение ситуации в воздухе, «резкие» в управлении, но опасны для неопытного пилота , другие - среднее звено.

*** Сейчас на украинском рынке есть большое количество разнообразных парапланов соответствии с разными ценами. Б крылья из Европы стоят от 500 до 1 200 долларов. Новые парапланы отечественного производства можно купить за 1100-1400 так называемых условных единиц. Чешские парапланы фирмы Gradient стоить покупателю от 1 600 до 2 000 долларов. Наивысшая ценовая категория - это крылья от европейских фирм Advance, Gin Gliders, FreeX, Nova, Ozone, UP и других. Их цена начинается от двух тысяч долларов. Каждый параплан должен быть сертифицирован ассоциациями стандартизации AFNOR (Франция) или DHV (Германия).

Подвесная система (200-300 долларов), шлем (40-150 долларов), запасной парашют (200-250 долларов) продаются отдельно.

Для регулярных занятий параглайдинг также нужны приборы: навигатор GPS - для определения местонахождения, вариометр - измеритель скорости подъема или снижения (имеет звуковой сигнал, часто изготавливается в комплекте с альтиметром - измерителем высоты), анемометр - меряет скорость ветра.

Вес современного укомплектованного параплана вместе с необходимыми аксессуарами и приборами не превышает 20 килограммов.

Предостережение
Не пытайтесь научиться летать на параплане самостоятельно. Воздушные эксперименты зачастую заканчиваются для начинающих минимум тяжелыми травмами.

Вместо эпилога
Два друга всю жизнь посвятили полетам на парапланах. Стали старыми дедушками, а все думали только о небе. Когда одному из них пришло время умирать, другой сказал: Жил ты честно и наверняка попадешь в рай. Если сможешь, давай мне оттуда какой-то знак. Есть ли в раю парапланы, как там с ветром и термическими потоками, летают ли люди, и вообще - как там жизнь?

Хорошо, - ответил друг и тихо умер. А за несколько дней его товарищ вдруг услышал в телефоне знакомый голос: Слушай, тут так классно! Крылья, парадромы, экипировка, тренинг - все супер. Даже ветер заказывают по желанию. Летают все. Кстати, хочу тебя поздравить: за три дня здесь состоится чемпионат, и тебя уже включили в нашей сборной. Тренируйся ...

1 турбуленция (с гидро-и аэродинамики - хаотическое движение частиц или газа. В атмосфере - неупорядоченные, случайные изменения направления и скорости ветра. Процесс опасен для пилотирования.

2 Термический поток (пилоты называют его «Термик») - поток теплого воздуха, который поднимается от нагретых солнцем земли, воды, леса к холодным облаков. Желанное явление для парапланериста, поскольку дает возможность подняться ввысь (двух-трех или более километров) и пролететь большее расстояние.

3 параглайдинг - официально принят в мире термин, обозначающий полеты на парапланах. От французского слова parachute (парашют), которое, в свою очередь, состоит из итальянского para - предотвращать и chute - падение. Вместо упоминания о падении изобретатели добавили английское glide - планирование.



Куда в Карпатах поехать кататься на лыжах или сноуборде
Отдых на курорте Буковель в Марте
Туристический рюкзак - как выбрать. Виды и назначение рюкзаков
Свежие цены в Буковеле, как отдыхать и жить на курорте Буковель
Какой каркас и сколько литров, или выбор рюкзака для походов
Стоит ли ехать на Буковель и сколько я потратил отдыхая на курорте
Какие цены на отдых в Буковеле 2017, цены на подъемники и питание
Пилипец - про отдых зимой и церковь Рождества Богородицы
Проведи свой отпуск отдыхая в Украине
otpuskplus.com.ua © 2010 - 2020
Все права защищены.
Контакты
Реклама
Форум
^ Наверх