в пещере Млынки

История о том, как я стала спелеологом - пещера Млынки

Сначала я не очень хотела быть спелеологом, и долго думала, ехать мне или нет, но перспектива просидеть в квартире в день св. Валентина, размышляя над моей одинокой судьбинушкой, меня убедило, и я все-таки решила, что нужно будет прокатиться. По крайней мере, у меня там точно не должно быть времени думать о Валентине и долюшке. Ну, так и получилось.

Дорога в пещеру была интересной. Нормальные люди едут прямо в Тернополь, а оттуда уже как-то к Млынки добираются. Но поскольку меня пригласила группа, которая была из Житомира, то сначала мне надо было добраться Житомира. В четверг я укладывала рюкзак, вспоминала, какие прикольные штуки у меня есть (спальник, коврик, термокружка, ложка-вилка, фонарик, бандана и еще целая куча всяких клевых штук), и как давно я их не доставала для дела. С рюкзаком приперлась на работу, а вечером отправилась на М.Житомирская (я кажется начинаю догадываться, чего она так называется), чтобы оттуда ехать в Житомир. В Житомире мы закупились в маркете вкусняшками - яблоками, мясом, сыром, йогуртами, а потом еще пили чай, перепаковывалы рюкзаки, немного спали. Проснулись в четыре, а в пять уже были у маршрутки.

Дорога была тяжелой, по крайней мере для меня. Меня страшно укачивало, потому что дорог как таковых почти не было, одна грязь, и маршрутку трясло сильнее, чем катер с Золотого пляжа до Балаклавы в сильные волны. Но я умудрилась проспать всю дорогу.

Пещера Млынки

Млынки - пещера, которая находится в селе Залесье в Тернопольской области. Пещера площадью небольшая, где-то километр на километр, но внутри разведано 38 километров ходов. Не все они открыты, не все проходные, ведутся исследования и раскопки. Пещера гипсовая, в ней почти нет сталактитов и сталагмитов (есть в двух местах), зато есть дофига красивых кристаллов на стенах. Пещера закрывается на железные массивные двери. Для меня это прикольно, как и то, что у нас в лес на трамвае ездят. Хотя это и правильно. Если какое-то неподготовленное чучело залезет в пещеру, то потеряться или убиться там - как два пальца об асфальт. В пещеру водят экскурсии специально подготовленные инструкторы. Они знают все тайные и несекретные ходы и даже имеют с собой карту, чтобы в случае чего правильно сориентироваться. В пещере всегда стабильные условия - температура, влажность, давление. Ну и темно там, да, свету негде взяться, и еще тихо, если только не заблудится какой турист и не начнет вопить. Из живности там есть только летучие мыши, которые сейчас в анабиозе спят и размножаются, а так больше никого нет. Ни крыс, ни мокриц, ни пауков трехметровым, как можно было надеяться. Летучие мыши там живут и как-то дорогу на выход находят. Как - это загадка для всех, потому залетают они очень глубоко и далеко. Кристаллы из пещеры выламывать нельзя, ибо придет черный спелеолог и скажет: "Ай-ай-ай», а потом сделает каку. Например, фонарик выключит или запутает инструктора. Правда, если кристалл лежит на земле, то выносить тоже нельзя. Но на дневном свете они сияют далеко не так красиво. Камешек себе и камешек.

Для того, чтобы лазить по пещере, нужна специальная гламурная одежда. Лучше всего для этого подойдет комбинезон (на местном жаргоне - комбез), который выдают прямо на месте и который можно не искать дома. Комбез удобная штука. В нем не жарко, и можно лазить по всех труднодоступных местах, не боясь, что он порвется или испачкается, как это могло бы быть в случае с джинсами. Еще очень нужно, чтобы был налобный фонарик. Руки обязательно должны быть свободными, чтобы держаться за стены, пролезать, вылезать, подлезать, залезать и перелезать. И еще неплохо иметь удобную обувь на нескользкой подошве. Правда, хваленые мои кроссовки не сильно помогли, потому что гипс скользкий и на гладких камнях я опиралась больше на руки, чтобы не поскользнуться. Говорят, лучше подходят обычные банальные резиновые сапоги. В экстремальных ситуациях человек рассчитывает на привычные габариты, а когда оказывается, что нога шире на два сантиметра, чем ты привык, а голова большая, то можно не рассчитать силы и застрять.

наше передвижение по пещере Млынки

Такова была дорога к пещере: три дня лесом и полем, перейти через реку, подняться на горку, пройти под деревом и будет пещера.

Остановились мы в спелеохате. Хозяева ее сами спелеологи, построили неподалеку от пещеры дом, и сдают ее таким нубам-спелеологам как мы. Там есть несколько комнат с кроватями и матрасами на них, есть груба, которую топят и спать становится не холодно. Спали мы в спальниках, так что постель там не надо. Можно заказать обед у них, можно сделать шашлыки, особенно если привезти с собой мясо. Можно заказать экскурсию, и они посоветуют хорошего толкового экскурсовода.

У нас было три экскурсии. Две в субботу и одна в воскресенье. Я раньше думала, что пещера - это как на картинках показывают. Ну там грот красивый и все ходят так, по сторонам смотрят, походят-походят и идут на выход. А нет, здесь все по-взрослому. Разломы, трещины, ходы, повороты, камни, через которые надо перелезать, под которыми проходить, обходить, из которых надо съезжать, сползать и скатываться. Распорные (две стены на определенном расстоянии друг от друга), внизу дыра и сверху тоже не пройдешь. Можно опереться спиной и ногами и так двигаться, а можно паучком идти - опираться на руки и ноги и проходить. Щели, глядя на которые, сомневаешься, что туда пройдет твоя нога, и через которые через три минуты ты бодренько вылезаешь весь, а не только нога. За эти два дня я досконально изучила, как можно лазить на животе, на коленях, на четвереньках, на корточках, вприсядку, согнувшись, свернувшись, на спине, на боку. Ногами мы тоже ходили, но меньше, чем лазили. Маршрут от входа и до выхода (он же вход) по словам экскурсовода занимал от 3 до 5 км, продолжительность по времени - от трех до четырех с половиной часов. И когда я сейчас вспоминаю, как мы ходили, то вспоминается быстрая гонка: идем - пригнулись - присели - перелезли камень - вернули - пролезли на животе - прошли распора - согнулись - прошли на коленях - вернули - залезли в дырку - обошли камень - присели - выпрямились - осторожно, голова, камень на уровне глаз - вернули, и так далее.

Страшно не было. Абсолютно. Я все думаю, чего. Скорее всего, из-за того, что нас было стадо (10 человек), и среди них - опытный инструктор и пятеро ребят, которые в случае чего могли подстраховать и помочь. Было понимание того, что мы глубоко под землей (от 20 до 60 метров), что нет широкого выхода, котором если у кого-то «заболят ноги», или кто-то как-то поранится, можно будет выйти на поверхность. До сих пор не страшно, хотя местами было действительно опасно. Еще хочу.

Компания классная подобралась. Я через свою интровертность почти не вливаюсь в новые компании, но вот это совместное преодоление трудностей всех сблизило. В субботу шашлыки жарили. Ели и делились впечатлениями: а помнишь, как там надо было залезать? а как мы в глотку дьявола полезли? а как мы с жопы дракона (ладно-ладно, это я ее так назвала, но там была долгая и очень закрученная труба, в которой мы крутились со спины на бок и на живот, становились на колени, а потом снова ложились на живот) никак не могли выбраться. а как трудно далась фантазия. И все смеются. Прикольно было :)

Сталактиты и сталагмиты из пещеры Сказка

Столько синяков по всему телу: локти, руки, колени, бедра, спина, и крепатура по всему телу. Но в воскресенье рано все равно половина группы встали и настойчиво полезли в пещеру. Там воздух какой-то наркотический, не иначе. Трудно, опасно, замкнутое пространство, но туда хочется снова и снова.

Ехали назад, весело было. Половина народа спали как младенцы, половина ржали и песни пели. И такие все родные друг другу стали :) А в Житомире мне показали местный секс-символ - Королева, и улицу, где ездят машины, зато есть куча кафешек, и еще водонапорная башня. Переупаковали рюкзаки, автобус на Киев. Около двенадцати была дома.

Контакты спелеохаты я взяла, поэтому если замучает тоска по пещере, туда всегда можно вернуться.

ПОХОЖИЕ ЗАМЕТКИ ПРО ОТДЫХ В КРЫМУ И УКРАИНЕ
Горнолыжный курорт Плай - цены, трассы и впечатления от катания
Херсонес - история и герои древнего оплота демократии
Ласточкино гнездо - замысловатая история замка
Какие развлечения есть в Скадовске и цены на них
Пятничаны и Соколовка, Пятничанская башня и Соколовский костел
Прогулки по Алуште: музей писателя Сергеева-Ценского
Как мы отдыхали в Лазурном в июне, о ценах на жилье и продукты
Гора Дарвайка - история полонины семьи Дарваев
Проведи свой отпуск отдыхая в Украине